Наша история

8 октября 2009 года нашему профессиональному училищу №96 с.Аскино исполнилось 75 лет.

История нашего учебного заведения началась так:
на основании решения Башкирского народного комиссариата земледелия от 23 мая 1934 года в с. Аскино была организована Областная школа комбайнеров. 3 июня 1934 года приступил к исполнению своих обязанностей первый директор школы комбайнеров А.Р.Ильин. Учебный корпус был расположен на улице Курской, ныне улица Пионерская, где детсад № 2, там было всего 3 класса и небольшая учительская.

Началом учебного года согласно приказу № 30 от 27 октября 1934 года считалось 28 октября 1934 года в составе двух групп по 19 человек, а уже в феврале было 4 группы. Руководителями групп были:
-1 группа – Ильясов Исак;
-2 группа – Чебкосов;
-3 группа – Ровенский;
-4 группа – Бершак Н.А..

Завучем была Бунакова, а с марта 1935 года – Ровенский. Практические занятия по тракторам проводились ниже гостиницы, против ныне стоящего РДК, на колесном тракторе ХТЗ. Контора училища находилась, где был ранее радиоузел, в 1960 гг., на углу улиц Комсомольская и Ленина. Это было двухэтажное здание, внизу были контора, а в верхнем этаже – общежитие. Имелось общежитие по улице Советской, а также столовая, где долгое время была столовая райцентра. Учащиеся питались за счет стипендии, которая составляла 189 рублей в месяц. Бердникову Сергею Николаевичу вручено удостоверение №1, который стал первым комбайнером района.Погиб на фронте. Разницын Егор Николаевич, выпускник 1935 года, был дважды награжден орденом Трудового Красного Знамени.

С 27 марта 1935 года Ильин А.Р. сдал дела школы Угринову Александру Дмитриевичу ,который много раз выезжал в г.Москву чтобы передали военный городок на баланс школы комбайнеров. С октября 1936 года школа комбайнеров была переведена в военный городок, где и находится по настоящее время училище. Три здания военного городка сохранились до сих пор, хотя построены более 100 лет тому назад. В это время готовили в школе трактористов для работы на газогенераторных тракторах. Материальная база представляла из себя тракторы марки СХТЗ ЧТЗ – 60, ЧТЗ – СГ, комбайн «Коммунар» и был автомобиль марки Газ – АА.

В 1937 году директором был назначен товарищ Султангареев. Школа тогда готовила механизаторов для МТС Аскинской, Урмиязовской, Байкибашевской, Балтачевской, Кигинской, Янаульской, Бураевской и многих других МТС, т.е. для Аскинского, Караидельского, Байкибашевского, Балтачевского, Бураевского, Янаульского, Калтасинского, Дуванского, Кигинского, Краснохолмского, Татышлинского районов.

В 1941 году началась Великая Отечественная война и большинство мужчин, в том числе преподаватели и инструктора были мобилизованы в РККА. Товарищ Султангареев был призван в августе 1941 года, в сентябре школу принял Бершак Н.А.. Уже в 1942 году Бершак Н.А. сдал ее Бычину Максим Николаевич, который работал до 1945 года.

Во время войны инструкторами работали женщины и на учебу принимались в основном женщины, срок обучения сократился, и контингент стал также сокращаться.

В 1945 году школу принял Шарин Ефим Федорович, а с 1948 года по 1954 год снова директором работал Бершак Н.А. С 1954 года по 1957 год – Комаров Яков Трофимович.В последующие годы руководили училищем Сарманаев Д.Х., Рябухин Алексей Федорович, Сысоев Борис Дмитриевич, Симаков Виктор Федорович..

В 1947-48 годах в училище стала поступать более новая техника: комбайн прицепной С-6, самоходный комбайн С-4, трактор С-80, в 1950 году 3 трактора ДТ-54, а в 1954 году автомобиль ГАЗ-51.

В 1951-53 годах в училище готовили трактористов трелевочных тракторов для леспромхозов. В 1954 году школа комбайнеров была преобразована в училище механизаторов сельского хозяйства № 5. И перешла в систему трудовых резервов. Срок обучения был увеличен до 1 года и учащиеся получали широкую специальность: тракторист, комбайнер, механизатор животноводческих ферм и слесаря, где уже изучались 2-3 марки тракторов, комбайны и другие сельхозмашины.